?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Адлерский район 1816-1989

1816


Герой войны с Наполеоном, Алексей Петрович Ермолов был назначен главнокомандующим на Кавказе в 1816 году. Он разработал наиболее результативную и в то же время самую жесткую тактику покорения северокавказских стран.

При Ермолове, вместо прежних разрозненных опустошительных походов началось планомерное продвижение в горные районы путем окружения их сплошным кольцом укреплений; при этом вырубались труднопроходимые леса и разрушались непокорные аулы. Это вынуждало кавказцев либо переселяться на равнину, на уже покоренные земли, либо уходить вглубь гор. Интересно, что эта тактика не была порождением политики деспота и консерватора Николая I; напротив, после его воцарения Ермолов оказался в опале и вскоре был отставлен за сочувствие декабристам.

1837


Российское командование озаботилось созданием Черноморской береговой линии крепостей в самый разгар Кавказской войны. Весной 1837 года стало известно о планирующемся приезде на Кавказ Николая I. Для обеспечения безопасности его проезда по морю в Абхазию командующий Отдельным Кавказским корпусом Г. В. Розен решает совершить экспедицию на Адлерский мыс, для строительства там крепости.

7 июня 1837 года при высадке десанта русских войск на мысе Адлер погиб в бою писатель-декабрист А. Бестужев-Марлинский, отбывавший в этих местах ссылку. В 1913 году у моря в Адлере был разбит небольшой парк, который носит имя Бестужева.

18 июня было заложено укрепление Святого Духа и по отбытии Г. В. Розена начальство над всем отрядом перешло к Симборскому.

К ноябрю 1837 года постройки укрепления Святого Духа была закончена, и оно было приведено в оборонительное положение.

26 сентября 1837 во время своего путешествия по Кавказу Император Николай I прибыл на пароходе "Северная звезда" к Адлеру.

1841


9-12 мая 1841 в укреплении "Святого Духа" состоялась встреча убыхских предводителей во главе с Хаджи-Берзеком с начальником Черноморской береговой линии генералом И.Р. Анрепом.

В сентябре 1841 года для утверждения влияния по берегу, и уничтожения влияния Хаджи-Берзека, также для наказания дерзких Убыхов (одного из самых воинственных Горских народов, находившихся всегда впереди при всех нападениях на наши укреплениях, из коих четыре были уже взяты ими приступом, во время командования линией генералом Раевским) и наконец для ослабления их влияния на подвластные народы, собран был в сентябре 1841 года, в укреплении Св. Духа, на мысе Адлер, 11000 отряд, состоявший из нескольких линейных полков и закавказской милиции для того, чтобы из этого пункта сделать переход горами к форту Навагинскому.

8-11 октября 1841 года состоялся рейд отряда генерала Иосифа Романовича Анрепа при поддержке кораблей под командованием контр-адмирала Михаила Николаевича Станюковича от мыса Адлер до форта Навагинского (Сочи).

1852


3-5 октября 1852 года Магомет-Эмин с 2000-м отрядом убыхов вторгнулся в землю джигетов. Начальник Черноморской береговой линии немедленно прибыл с резервом в укрепление "Святого Духа" и 4 октября выслал вверх по реке Мзымте отряд численностью 740 человек с двумя орудиями под командованием майора Бибикова. 5 октября эти войска встретились с отрядом Магомет-Эмина в четырёх километрах от укрепления "Святого Духа" (в районе современного с.Молдовка) и вступили с ними в бой. После ожесточённой схватки убыхи лишились более 20 человек убитых и нескольких раненых из лучших фамилий и на другой день разошлись по своим аулам.

1862


В расстоянии 13-ти миль от Сочи вливается в море двумя рукавами река Мзюмта, и на северной стороне её на низменном песчаном берегу видно укрепление Святого Духа. Глубина открытого рейда большая и неровная. Она идёт грядами от берега вроде кос, а потому и следует бросать якорь по пеленгам, приводя северный блокгауз на NO 45°, а южный на NO 43°. Тут глубина 18 сажен и лучший грунт. Горы далеко отступают внутрь от этого берега, и замечательная зубчатая гора Нугайгусе возвышается над ними по направлению укрепления.

Приморская жизнь и частые сношения с иностранцами уменьшили несколько дикость абзехов, но удальство и жадность к добыче сохранились ещё в полной мере.

Бдительный гарнизон укрепления Святого Духа исправно его охраняет и ровное местоположение, на котором он расположен, способствует ему предупреждать всякое неприязненное намерение, но низкий, песчаный берег имеет тяжёлое влияние на здоровье гарнизона. Весною влажность и смрад, летом гной и зимою холодные ветры, сменяющие одни другими, производят частые болезни и смертность. Здешняя гарнизонная молодёжь известна на линии под именем «пробочной секты». Одна отрада – огневой нектар и забвение.

Бывший здесь комендант говорит о них, что «большая часть является утром с рапортом как следует, а уже к вечеру ни куда не годится».

Гарнизон имеет сношения с абзехами через мену и главное через доставку им соли, которая привозится транспортами в большом количестве в здешний соляный магазин. Всех пленных из гор приводили большей частью в укрепление Св. Духа и взятые с корвета «Месемврия» были также здесь выкуплены.

1864


В середине апреля по направлению к аулу Кбааде (совр. Красной Поляне) двинулись 4 колонны войск: первая колонна под командованием генерал-майора П.Н.Шатилова – из Гагры в долину р.Псху, вторая колонна под командованием генерал-лейтенанта князя Д.И.Святополк-Мирского – из бывшего укрепления Константиновского (Святого Духа) вверх по р.Мзымте. Третья колонна под командованием генерал-майора В.А.Геймана – от верховьев реки Шахе параллельно Главному Кавказскому хребту, четвертая колонна, под командованием генерал-майора П.Х.Граббе – от верховьев реки Малая через Главный Кавказский хребет. Только один отряд, под командованием генерал-лейтенанта князя Д.И.Святополк-Мирского, встретил на своем пути серьезное сопротивление горцев.

Встреча отрядов состоялась в урочище Кбааде. 21 мая 1864 года были проведены торжественный молебен и парад войск, посвященные окончанию Кавказской войны. Принимавший парад наместник на Кавказе великий князь Михаил Николаевич отдал приказ по Кавказской армии, начинающийся словами: «С чувством искренней радости и уважения к доблести вашей поздравляю вас, войска Кавказской армии, с покорением Западного Кавказа и окончанием Кавказской войны».



1866


1866 год принес волну переселенцев, согласно указу "о заселении местности к югу от Туапсе до границы с Абхазией". Родоначальникоми стала наиболее многочисленная на тот момент группа переселенцев из Каменец-Подольской губернии. Пара десятков дворов переселилась из верхнего течения Мзымты на побережье Черного моря, где и стала основным первоначальным населением.

1869


Основаны деревни Веселая, Адлер, Навагинка, Лазаревская. Солдатская слободка женатых нижних чинов второго Кавказского линейного батальона в урочище Ахштырь на реке Мацеста получила наименование селения Ахштырь. Указом Правительствующего сената место расквартирования первого взвода второй роты Кавказского линейного батальона, расположенное в урочище Аибга на реке Псоу, получило наименование селения Аибга.

1877


Во время очередной русско-турецкой войны 1877-78 годов основные события происходили на двух театрах военных действий – Балканах и Кавказе.

10 мая 1877 года в 9 часов утра турецкая эскадра в составе двух броненосцев и одного деревянного парохода подошла к посту Адлер и начала его артиллерийский обстрел. После двухчасовой бомбардировки территории поста и прибрежных ложементов турецкая эскадра в трёх верстах от поста высадила десантную группу в 3000 человек в основном из прежних переселенцев с Кавказа. Десант, выйдя во фланг фортификационных сооружений поста, заставила русские войска отступить. Турецкий десант занял всю местность к югу от реки. Пост Адлер был выжжен дотла, а селения, как окрестные, так и расположенные южнее Адлера, были разорены. Во дворе Адлерского храма на братской могиле сейчас стоит памятник 11 русским солдатам, погибшим во время бомбардировки и десанта турок.

Находившийся в Адлере 3-й пластунский батальон кубанского казачьего войска отошёл через Ахштырь к Сочи.

Очевидец писал: «В Адлере – одни развалины, уцелела только лачуга, в которой когда-то имели приют покупатели земель. Всё заросло сильно, на берегу пропасть молдованских разломанных сундуков, Ахштырх сожжён дотла…»

1 июня 1877 года из Сочи послана к реке Мзымте сотня урюпинских казаков на рекогносцировку; открыто до 1000 человек, высадившихся у Адлера неприятеля; в жаркой перестрелке у неприятеля убито 8 человек, много ранено. У нас тяжело ранен прапорщик милиции Пшизов.

1879


Свято-Николаевская церковь построена в с. Веселое. (восстановлена в 1911 г. после пожара. Не сохранилась)

1891


В 1891 в Адлере насчитывалось 125 постоянных жителей - славян и молдаван.

1886


21 августа в поселке Красная Поляна поселились 36 эстонских семей. Впоследствии они выделились в село Эсто-Садок. (29 декабря 1912 года на сельском сходе эстонцы Красной Поляны решили именовать свой посёлок Эсто-Садок.)

1897


Начато строительство (продолжавшееся до 1906 года) автодороги Адлер - Кбааде (совр.Красная Поляна) протяженностью 52 км. Работы велись вручную. Решением Государственного Совета от 27 марта 1897 г. за №107 в смету Министерства Путей Сообщения на 1897 год было включено на устройство дороги от местечка Адлер до сел. Красная Поляна – 100 000 рублей. Полная стоимость работ была тогда определена в 393 000 рублей, но в дальнейшем пришлось значительно превысить эту сумму.

Инженера В.К. Константинова по некоторому недоразумению многие считают руководителем строительства Краснополянского шоссе. В действительности он был производителем работ (прораб – по-современному), а руководителем строительства был инженер Станислав Фомич Гофман.

1898


Построена Свято-Духовская церковь в Адлере. (разрушена в 1947)

1899


7 июня Кбааде (совр. Красная Поляна) переименовывается в город Романовск.

1902


По инициативе Василия Константиновича Константинова – инженера дорожника, строителя Краснополянского шоссе, в 1902 году в Сочи организовалось отделение Кавказского горного клуба, была проложена тропа сквозь Агурское ущелье, построены приюты в горах для любителей природы.

В с. Монастырь (по Краснополянскому шоссе) основан Свято-Троицкий монастырь(закрыт в 1924 г. Не сохранился)


1903


Закончилось строительство императорского охотничьего домика на Красной Поляне.


Французский ученый, основатель научной спелеологии, Эдуард Альфред Мортель открыл для науки Ахштырскую пещеру. Проводником Мартеля к пещере был житель Казачьего Брода Гавриил Ревинко.

1904


Через реку Мзымта в районе с. Молдовка построен железнодорожный мост.


В 1904 году в селе Высоком была построена Церковь Успения Божией Матери.


1905


Между Сочи и Адлером впервые организовано частное автомобильное сообщение. Механические экипажи представляли здесь «обычного типа вагон с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14 пассажиров». По времени дорога занимала 3 часа, а плата за проезд составляла 1 руб.

Уже с 1912 года частная фирма П.Н. Жано осуществляет регулярные автомобильные перевозки из Сочи и Абхазии (Гагры) в Хосту и Адлер на автомобилях Renault.

Впоследствии П.А.Фрезе (один из создателей первого русского автомобиля) было организованно производство подобных машин в России. Таким образом первым дилером французской фирмы стал Фрезе. Его «Акционерное общество постройки экипажей и автомобилей Фрезе и К0» изготовляло кузова и небольшие партии автомобилей с моторами Renault.

Церковь Святого Георгия построена в с Лесное.


1910


Генералом Д. Драчевским на землях своего имения «Случайное» площадью 11 га по проекту талантливого садово-паркового архитектора А. Регеля основан парк, ныне парк "Южные Культуры".



1913


Географ Евгения Михайловна Морозова в 1913 и 1914 годах обследовала озеро Кардывач, Ацетукские озёра, а также озёра Рицу и Малую Рицу.

В с. Ахштырь. построена Церковь Святого Николая Мирликийского (закрыта в 1930 г. Не сохранилась).

1914


В январе 1914 года Тифлисской главной Физической обсерваторией была открыта метеостанция в селении Эсто-Садок ( в 4 км. от Красной Поляны). Станцию обслуживал Иоганн Кирхман.

Согласно распоряжения Сочинской садовой с/х опытной станции от 24 октября 1919г. метеостанция, которая находилась при школе Эсто-Садок, была передана Краснополянской школе.

В 1921г. она была перенесена на участок, принадлежащий профессору Хмелевскому Виксинтию Фердинандовичу. Датой начала работы метеостанции в Красной Поляне следует считать 01 июня 1921г.

1915


Храм Святого Георгия Победоносца построен в селе Лесное, которое основали более ста лет назад греки-переселенцы. Строительство храма велось с 1898 по 1915 годы.


К 1915 в Адлере появились таможня, агентства нескольких пароходных компаний, свыше 100 торговых заведений, в том числе лавки, магазины, кофейни, аптеки, кинематограф, несколько гостиниц, переселенческая больница, сельское правление, двухклассное училище Министерства народного просвещения.

1918


2 июля под предлогом защиты грузинского населения от большевиков, армия генерала Мазинашвили захватила Адлер и выбила Красную Армию с позиций у реки Кудепста.

В "Очерках русской смуты" Деникин написал:
"С первых же дней оккупации Сочинского округа (включая и Гагры), грузинские власти приступили к разорению его, отправляя все, что было возможно, в Грузию. Так была разграблена Туапсинская железная дорога, причем увозились рельсы, крестовины, материалы, даже больничный инвентарь; распродано с аукциона многомиллионное оборудование Гагринской климатической станции, разрушено лесопромышленное дело в Гаграх, уведен племенной скот, разорены культурные имения ..."

1919


31 января 1919. Начало "армянского восстания" в сочинской округе. Грузинские гарнизоны в Адлере, Лоо, Горном и Верхнем Лоо подверглись одновременному нападению партизан.

8 февраля 1919. Гарнизон грузинской армии в Адлере сдался войскам генерала Деникина. В Сочи и Адлере в плен попали 700 солдат и 48 офицеров армии Грузии, включая начальника штаба полковника Церетели.

1920


"В сентябре 1920 года в районе Красной Поляны свыше 20 красноармейцев 273 полка были захвачены белогвардейцами в неравном бою. Здесь они были зверски казнены, их изрубленные тела были сброшены в пропасть." (Согласно надписи на памятнике).


1922


12 июля по решению Окрисполкома № 2324 Сочи, Хоста и Адлер получили статус городов.

1926


Начато движение поездов на участке железной дороги Сочи - Адлер.

В с. Аибга закрыта Константино-Еленинская церковь.

1927


16 мая. По постановлению бюро Сочинского РК ВКП(б) в двухдневный срок из Медовеевки, Монастыря, Красной Поляны были выселены монахи.

1929


24 сентября на заседании Сочинского РИК принято решение о запрещении богослужения в Свято-Михайловской церкви села Ахштырь.


Cовхоз «Случайное» в 1929г. переименован в «Совхоз Южные культуры» - ныне парк Южные Культуры.

1932


Строительство коровника в колхозе им. Калинина. (Это важно!))


1934


23 июня 1934 года сдан в эксплуатацию мост через реку Мзымту длиной 378 метров и открыто движение Адлер - Гагры. Ленточку разрезали Уполномоченный ЦИК СССР в Сочинском районе по курортным вопросам Метелёв и зам секретаря РК ВКП (б) т. Закутько. По мосту двинулись обвитые зеленью и цветами катки, грузовые машины, на которых ехали лучшие ударники строительства. Торжественное шествие замыкали колхозные подводы, лошади и буйволы, чинно шествовали по новому мосту. Грохот тяжёлых катков сливался со звуками Интернационала и величественной симфонией гудков.

На небольшом митинге выступили прораб А.А. Дронов и лучший бригадир плотников т. Маслов.
Метелёв издал приказ по управлению ЦИК выдать 300 рублей на премирование ударников строительства».

16 октября 1934 года после выделения города Сочи в самостоятельную административно-хозяйственную единицу, центр Сочинского района был перенесен в посёлок Адлер, а район переименован в Адлерский район Азово-Черноморского края. (Вот так вот))

1940


26 февраля В Адлерском районе Сочи организован чайный совхоз.


1941


24 июня в Адлере закончилось строительство грунтовой взлетно-посадочной полосы и приземлился первый самолет ПО-2, прилетевший из Краснодара. 1 сентября 1941 года СССР Адлерский аэродром, построенный в течение 2-х месяцев под руководством инженера И.Г. Шевкуленко, принял первые боевые самолёты. (лётное поле построено на месте ликвидированного семеноводческого совхоза «Черноморец»).


1945


В конце 1945 г. начались гражданские полёты из аэропорта Адлер на самолётах С-47 (произв. США), ЛИ-2, ИЛ-12 (СССР).

1946


Гражданский аэропорт переносится из долины реки Сочи в Адлер. На базе двух аэродромов (Сочи и Адлер) создан аэропорт в Адлере для обслуживания самолётов гражданской авиации. Полёты осуществлялись в шесть городов страны.

1948


Вступила в строй Адлерская птицефабрика. Строительство при участии немецких военнопленных было начато в ноябре 1947.



Открылась самая южная в России (с. Веселое Адлерского района) семилетняя школа № 38. С 1954 года она получила статус средней школы и новое типовое здание.



Построена Адлерская школа № 53. На тот момент в ней было всего 4 класса и работало 4 учителя: Т.Г.Акимова, Е.А.Жирнова, А.Бойко. Е.И.Болучевская.



1949


30 июня пущена первая очередь Краснополянской ГЭС. При строительстве ГЭС широко использовалось оборудование, вывезенное из Германии, а также труд немецких военнопленных.



Создан Адлерский полигон твердобытовых отходов (ТБО). Действовал с 1949 по 2011 годы.

Л.Н.Соловьёв в июне-августе 1949 г. вместе с А.И. Мелиховым работал в Красной Поляне, где обследовал две группы дольменов, район позднеантичного могильника, Ачипсинскую и Пслухскую крепости, крепость на левом берегу Мзымты за «Греческим» мостом (Аибга), а также крепость на левом берегу Мзымты у теснины Ахцу, храмы на горе Ахун и в ущелье Хосты.

1952


В окрестностях села Весёлое обнаружено около 20 стоянок первобытного человека эпохи позднего палеолита.

1952 - 1953. В совхозе "Южные культуры" проводятся раскопки христианского храма VI века (под руководством археолога Л.Н. Соловьёва). После раскопок руины храма уничтожены при прокладке водопровода.

1953


4-9 января 1953 г. Л.Н. Соловьёв совместно с Н.И. Гумилевским продолжил раскопки верхнего горизонта в Ахштырской пещере, обнаружив мотыжку «сочи-адлерского» типа и керамику бронзовой эпохи. В апреле он обмерял Малую Ахштырскую (Казачебродскую) пещеру (7.IV), замерял разрезы культурных слоёв Нижнешиловской стоянки (13.IV), затем исследовал террасы р. Мзымта у Монастыря и Кепши (12.V), копал площадку у входа Б. Воронцовкой пещеры (23.V) вместе с И.К. Недолей продолжил раскопки погребений в храма в совхозе «Южные культуры», где выявил ещё три захоронения в черепичных ящиках, прикрытых мраморными плитами с орнаментом VI в.

1954


Вокзал железнодорожной станции Адлер принят в эксплуатацию.


1955


В первой половине 1955 г. Л.Н. Соловьёв продолжал исследования Адлерского района. С И.К. Недолей вёл разведки в окрестностях Адлера, обрабатывал материалы Воронцовской пещеры и Нижней Шиловки, начав рукопись “Начало земледелия в Адлерском районе”, вместе с Н.И. Гумилевским по выходным дням продолжал раскопки Нижнешиловской стоянки, исследовал ряд пещер в районе Белых скал, в окрестностях одной из которых («Школьная») зафиксировал неолитическую стоянку, а в ней самой заложил шурф (4х4х5,5 м), давшей кости пещерного медведя, а затем вёл обработку материалов из Большой Воронцовской пещеры.

1959


Первые вертолётные линии открыты в 1959 году. И уже в первое же лето вертолёты Адлерского аэропорта перевезли 30 тысяч пассажиров на Красную Поляну, в Гагру, Лазаревское, Макопсе, Архипо-Осиповку. Первым открывал все эти пассажирские авиалинии лётчик Иван Васильевич Крупко. С ним работали вертолётчики В. А. Комендар, В. Д. Епифанов, В. П. Кудрявцев, В. И. Ершов, А. Я. Умянов.

Позже в отряд сочинских вертолётчиков попали В. М. Белянин, А. Морин, В. Чудаков, В. Махонин, Ф. Кузнецов. В 1970-х годах лучшим не раз признавался экипаж командира Владимира Сергеевича Василина.

В 1960 году самым популярным маршрутом стала линия Сочи—Геленджик. Время полёта — 1 час. Ежедневно воздушным путём путешествовали сотни курортников.

1960


4 января 1960 г. впервые вертолёт «Ми-4» доставил из Адлера свежие центральные газеты и журналы. Из Москвы в Адлер почта была доставлена на пассажирском самолёте «Ил-18» и за 10 минут вертолёт привёз её в Сочи. Посадку вертолёт делал на Театральной площади.

В 1960 году совхозы Адлерского района и птицефабрика продали городу-курорту более 12 тысяч центнеров мяса, около 9600 центнеров молока, более 17 миллионов штук яиц, значительно перевыполнив государственный план по всем этим показателям. Птицефабрика сверх того дала еще свыше 7 тысяч центнеров куриного мяса, перевыполнив государственный план почти на 2 тысячи центнеров. Коллектив фабрики дал государству сверхплановой продукции на три миллиона рублей.


1961


10 февраля 1961 года Адлерский район Краснодарского края был упразднен, его территория была подчинена Сочинскому горсовету, в связи с чем был образован Адлерский район Сочи.

1964


Создан племенной форелеводческий совхоз "Адлер" - крупнейшее форелевое хозяйство страны.

1966


Сцена купания в горной реке Шурика и Нины (к/ф "Кавказская пленница", 1966 г.) была снята на реке Мзымта.


1967


17 декабря 1967 г. Сочинский аэропорт получил новый 28-местный пассажирский вертолёт «Ми-8». С завода его доставил экипаж, возглавляемый командиром В. Нишкомаевым. «Ми-8» брал 28 пассажиров и его скорость была 220 км/ч.

1968


21 мая 1968 года в Адлере, снимался эпизод фильма "Бриллиантовая рука" где управдом в исполнении Мордюковой покупает лотерейные билеты. На кадрах фильма можно заметить Адлерский причал.


Эпизод снимали на берегу моря, неподалеку от гостиницы Горизонт, где жила съёмочная группа.

1969


24 октября 1969 г. вертолётчики Сочинского аэропорта перевезли миллионного пассажира. Им оказалась Зоя Сычёва — техник уральского проектно-конструкторского бюро «Деталь». Экипаж «Ми-8» с командиром вертолёта Э Кожевниковым тепло приветствовали её, вручили бесплатный билет в Лазаревское и сувениры.

1971


10 февраля 1971 г. Сочинским аэропортом открыто регулярное воздушное сообщение на вертолётах «Ми-8» в Аибгу — за 13 минут, в Лазаревское — 25 минут, в Сухуми — за 50 минут.

1972


В 1972 г. создано производственное объединение (ПО) чайных совхозов "Краснодарский чай". В его состав вошли Дагомысский, Верхне-Хостинский, Мацестинский, Солохаульский, Адлерский чайные совхозы и Лазаревский плодосовхоз. Валовой сбор зеленого чайного листа в объединении составил в 1980г.-6093 т при урожайности 40,2 ц с га, в 1985 г. - 8000 т при урожайности 53,8 ц с га.

1983


Урок физкультуры из к/ф "Гостья из будущего" снимали в конце октября 1983г. на стадионе "Труд".


1984


Ил-18В (CCCP-75751) В 1984 поставлен в Адлерском парке культуры и отдыха как памятник. В 1999 после пожара был демонтирован.


1989


Словенской фирмой SCT-International начато строительство нового сочинского аэровокзального комплекса (АВК).

___________________________________________________________________________________
Использованы материалы sochived, arch-sochi, google

Latest Month

September 2018
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

Powered by LiveJournal.com